Поиск по сайту:
Добавить в избранное Карта сайта
главная

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Долгое время к праву на здоровье относились как к праву второго поколения, не требующему закрепления каких-либо механизмов его реализации в национальном законодательстве. Этим было обусловлено отсутствие интереса и недостаток инвестиций в реализацию этого права. Однако ситуация претерпевает существенные изменения по мере того, как положения, определяющие механизмы реализации права на здоровье и его ключевые элементы, все более активно вносятся странами в свои конституции и национальные законодательства в качестве основных и гарантированных прав. Значительный вклад в осуществление права на здоровье внутри стран и развитие законодательства в этой области принадлежит внутригосударственным судебным органам, в частности, в странах Азии, Африки и Латинской Америки, принявшим знаковые решения в данной сфере.

Несмотря на то, что эти и другие позитивные изменения на пути к обеспечению наивысшего достижимого уровня физического и психического здоровья представляют собой значительный прогресс, полностью реализовать свое право на здоровье всем без исключения не удается, поскольку для большинства представителей маргинальных и наиболее уязвимых групп населения наивысший достижимый уровень здоровья остается недоступным. Фактически, при обращении в лечебно-профилактические учреждения многие сталкиваются с дискриминацией, нарушениями их основных прав и злоупотреблениями со стороны медицинских работников. Как отмечалось в моем докладе Генеральной Ассамблее ООН по вопросам информированного согласия и права на здоровье, во многих учреждениях нарушаются права на неприкосновенность частной жизни и физическую неприкосновенность. Как пациентам, так и врачам в равной степени необходима поддержка в предупреждении, выявлении и возмещении вреда в случаях нарушения прав человека в учреждениях здравоохранения. В наибольшей степени это касается тех случаев, когда изначальное неравенство отношений «доктор-пациент», вызванное необходимостью для пациента довериться врачу и разницей в уровне их знаний и опыта, усугубляется определенной уязвимостью пациента в силу его классовой, гендерной, этнической принадлежности и других социально-экономических факторов.

На фоне значительного количества публикаций на тему соблюдения принципов прав человека явно заметен недостаток информации о том, как эти принципы реализуются в учреждениях здравоохранения. В сложившейся ситуации этот давно ощущавшийся пробел восполняет настоящее Руководство. В представленных материалах отражена ситуация, которая имеет место в странах Восточной Европы. Однако Руководство будет полезно и за пределами данного регионального контекста. Надеюсь, оно будет способствовать разработке защитных механизмов и законодательных актов, препятствующих нарушениям прав человека в учреждениях здравоохранения. Руководство не только обеспечит поддержку медицинским работникам, юристам и правозащитникам в области здравоохранения в соблюдении прав человека на практике, но в перспективе также поможет населению повысить степень своей осведомленности, мобилизоваться и требовать реализации своих прав.

Авторы приложили немалые усилия в целях содействия обеспечению права на здоровье и заслуживают признания за проведение такой трудоемкой работы. Следует поблагодарить и Фонды Открытое общество за финансовую поддержку и публикацию этих исключительно важных материалов. У меня нет сомнений в том, что это Практическое руководство даст толчок к большему пониманию роли прав человека при оказании качественной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения, а также станет бесценным источником информации для людей, работающих над тем, чтобы право на здоровье соблюдалось.

                                                                        Ананд Гровер, Специальный докладчик      
ООН по вопросу права на здоровье

 




Любое копирование материалов сайта
возможно только с разрешения ОФ «Аман-саулык».
Содержание публикаций на веб-сайте может расходится с точкой зрения
Фонда Сорос-Казахстан и Фондов Открытое Общество